воскресенье, 30 ноября 2014 г.

145 лет со дня рождения русской поэтессы М. А. Лохвицкой (1869-1905)


«...но внимательного читателя всегда будет волновать и увлекать внутренняя драма души Лохвицкой, запечатленная ею во всей ее поэзии».


Брюсов В.
    Лохвицкая Мария Александровна (1869 - 1905) -
русская поэтесса, подписывавшаяся псевдонимом Мирра Лохвицкая.

          «Царица русского стиха»

 Мирра Лохвицкая - удивительная поэтесса, которую с полным правом можно считать последней из вершин Золотого века русской поэзии - и одновременно первой вершиной века Серебряного. И этот уникальный сплав "золота" и "серебра", необычайное совершенство и разнообразие формы ее стиха, яркость и смелость его в сочетании с воистину пушкинской солнечностью, легкостью, свежестью - делают ее поэзию настоящим сокровищем русской литературы.

Мирра Лохвицкая в 1890-е годы была необычайно популярной, первой среди женщин-поэтов удостоена Пушкинской премии, издала 5 поэтических сборников (а вторая Пушкинская премия была ей присуждена за шестой, посмертный сборник стихов). Именно с Пушкиным сравнивали критики и литераторы конца XIX века поэтический дар Лохвицкой. Тогда, на заре Серебряного века, еще до Блока, Россия зачитывалась Бальмонтом - и Лохвицкой, а вернее сказать - Лохвицкой и Бальмонтом.
  Лохвицкая приобрела известность раньше, и, как выяснили новейшие исследования, многие новации, открытия Мирры Лохвицкой в ритмике, в форме стиха, новые пути, открытые ею как в любовной лирике, так и в духовной поэзии, были затем восприняты, использованы Бальмонтом, а за ним и другими...
     Однако после ранней смерти Мирры Александровны в 1905 году ее имя, ее стихи были забыты почти на 100 лет, забыты несправедливо и необъяснимо - и лишь 
в 1990-е годы началось ее возвращение. И это возвращение уже сегодня заставляет по-новому взглянуть на истоки, историю Серебряного века, взаимное положение его вершин.

Мирра Лохвицкая с мужем

       Стихи поэтессы:

Быть грозе! Я вижу это
В моем незнаньи — так много веры
В скорби моей
Вещи
Если б счастье мое было вольным орлом
Если прихоти случайной
Заклинание
Избрав свой путь, я шествую спокойно.
Мой замок
Моя душа, как лотос чистый
Не убивайте голубей
Но не тебе
Перед закатом
Песнь любви
Полуденные чары
Предчувствие грозы
Пустой случайный разговор
Саламандры
Сопернице
Спящий лебедь
Среди цветов
Сумерки
Твои уста - два лепестка граната
Умей страдать
Царица снов
Элегия
Я люблю тебя, как море любит солнечный восход
Я не знаю, зачем упрекают меня
Я хочу быть любимой тобой
Я хочу умереть молодой

Комментариев нет:

Отправить комментарий